Актуальные проблемы научных исследований в спортивном плавании
(1980-1990 годы)
источник: Теория и практика физической культуры
на главную страничку
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный
член Международной академии информатизации при ООН Н.Ж. Булгакова
Ключевые слова: спортивное плавание, научные разработки, проблемы
отбора, тренировочные нагрузки, подготовка специалистов.
В большой группе водных видов спорта, которая продолжает увеличиваться
в результате появления новых видов:
аквааэробики, синхронного плавания, женского водного поло, водных
лыж и др., ведущее место занимает спортивное плавание. Плавание в
нашей стране и за рубежом - один из наиболее массовых видов спорта,
поскольку это жизненно необходимый навык и уникальный вид физических
упражнений, связанный с гигиеническо-оздоровительным и закаливающим-воздействием
на человека (особенно на растущий организм детей и подростков) водной
среды.
Чрезвычайная популярность плавания связана с фантастическим ростом
рекордов в этом виде спорта. Это стало возможным в итоге проведения
широкого комплекса исследований в плавании по биоэнергетике, биомеханике,
гидродинамике, антропомоторике и др.
Из перечисленных исследования по биоэнергетике можно назвать основными,
поскольку выносливость определяет спортивные достижения в плавании.
Создание водного тредбана (гидроканала) - бассейна размером 8,3 х
3,1 х 3,3 м со встречным потоком воды, скорость которого регулируется
с точностью до 0,02 м/с, - позволило воспроизводить различные виды
плавательных упражнений одновременно с регистрацией физиологических
и биохимических изменений в ответ на нагрузки разного характера (П.-О.
Остранд, Энгелессон).
Установлены уровни развития компонентов специальной работоспособности
и их соответствие у высококвалифицированных взрослых пловцов и юных
пловцов 11-16 лет. Определена возрастная динамика развития компонентов
работоспособности в диапазоне 11-20 лет (Н.И. Волков, Ю.Л. Войтенко,
В.Н. Ершов). Как показали результаты исследования, выполняемые объемы
тренировочных нагрузок аэробной, смешанной аэробно-анаэробной гликолитической
направленности, а также общий объем нагрузки находятся в линейной
зависимости от величины максимального потребления кислорода (максимальной
аэробной мощности).
Объем нагрузок анаэробной алактатной направленности находится в обратной
зависимости от размеров индивидуального максимума потребления кислорода.
Влияние нагрузок аэробной, смешанной аэробно-анаэробной и анаэробной
алактатной направленности находится в обратной зависимости от абсолютного
значения рН, характеризующего анаэробную гликолитическую емкость.
В то же время нагрузки анаэробного гликолитического воздействия прямо
зависят от наибольшего сдвига рН: чем больше продуктов анаэробного
метаболизма образуется в процессе выполнения данного вида работы,
тем меньший объем работы анаэробной гликолитической направленности
может быть выполнен (Н.И. Волков, Ю.Л. Войтенко).
Проведена систематизация специальных тренировочных упражнений в плавании
в зависимости от индивидуального уровня развития аэробной и анаэробной
производительности организма спортсменов и срочного тренировочного
эффекта (В.Р. Соломатин, А. Журавик).
Изменение аэробного и анаэробного обмена у спортсменов зависит от
избранных значений параметров выполняемого упражнения, продолжительности
пауз отдыха и числа повторений упражнений, т.е. общего количества
выполняемой работы. Варьирование отдельными параметрами физической
нагрузки оказывает неоднозначный эффект на показатели аэробного и
анаэробного обмена при повторной мышечной работе.
Определены режимы повторной и интервальной нагрузки, вызывающие наибольший
прирост аэробных и анаэробных потенций. Проведен анализ взаимосвязи
приростов показателей специальной работоспособности и выполненных
объемов тренировочных нагрузок различной направленности (В.Р. Соломатин,
В.В. Смирнов). Получены предварительные данные о специфике тренировочного
воздействия интервальной гипоксической тренировки с применением прибора
"гипоксика-тор" (Н.И. Волков, Т.Г. Фомиченко, Н.В. Ковалев).
В результате многолетних научных исследований в спортивном плавании
сложились представления о специфических требованиях, предъявляемых
данным видом спорта к организму и двигательным способностям спортсменов,
и были разработаны обобщенные модельные характеристики пловцов высокого
класса. Было показано, что:
1. Спортивные достижения в плавании зависят от особенностей телосложения
- тотальных размеров тела, пропорций, конституционного типа, которые
определяют плавучесть и гидродинамические качества и косвенно свидетельствуют
о силовых (обхватные размеры тела, величина мышечной силы, композиция
мышечных волокон) и функциональных (ЖЕЛ, отношение ЖЕЛ к весу тела,
активная масса тела, композиция мышечных волокон) потенциях пловцов
(Дж. Таннер, К. Титтель, X. Вутчерк, Хирата, Н.Ж. Булгакова, Э.Г.
Мартиросов и др.).
2. Скорость плавания также тесно связана с максимальными силовыми
возможностями и силовой выносливостью мышечных групп, участвующих
в выполнении гребковых движений, с величиной тяговых усилий, которые
спортсмен способен развивать в воде при плавании на привязи на нулевой
скорости и в гидроканале при различных скоростях обтекающего потока.
3. Эффективная реализация силовых способностей в плавании требует
высокого уровня подвижности в плечевы, коленных и голеностопных суставах
и гибкости позвоночника.
4. Пловцы высокого класса отличаются высокими функциональными возможностями:
абсолютные значения МПК у пловцов-мужчин, входящих в европейскую и
мировую элиты, превышают 6,0-6,5 л/мин, а относительное МПК, несмотря
на внушительную мускулатуру, достигает 75-80 и более мл/кг/мин. Максимальные
величины накопления лактата после прохождения соревновательной дистанции
у пловцов-спринтеров равняются 20-26 ммоль/л, а у стайеров - 16-19
ммоль/л.
Исследования последних лет, проведенные на пловцах, показывают, что
скорость плавания разными способами и на разных дистанциях определяется
различными особенностями телосложения, физической и функциональной
подготовленности (X. Вутчерк, Н.Ж. Булгакова, И.Е. Филимонова). Поскольку
прямое сравнение показателей тестирования в возрастных группах с дефинитивными
моделями неправомочно, для отбора в процессе многолетней тренировки
разрабатываются возрастные этапные модели, позволяющие уточнить динамику
развития способностей юных спортсменов, определяющие достижения в
зрелом возрасте.
Это дает возможность проводить прямое сравнение показателей тестирования
в возрастных группах с соответствующей эталонной моделью со следующими
целями:
- диагностики способностей;
- уточнения специализации внутри избранного вида спорта;
- коррекции тренировки (В.М. Зациорский, Н.Ж. Булгакова, И.В. Чеботарева).
Особенностью современных исследований биомеханики плавания является
их направленность на определение динамических параметров техники и
связей этих показателей с кинематическими характеристиками движений,
а также силовыми и функциональными показателями спортсмена.
Скорость плавания зависит прежде всего от мощности гребка, основу
которой составляет сила. Поэтому современные пловцы высокого класса
уделяют силовой подготовке до 300 и более часов в год (С.М. Вайцеховский).
На суше выполняются упражнения, по форме и характеру идентичные гребковым
движениям в воде. Для этого применяются специальные силовые тренажеры
инерционного типа "Мини джи", "Биокинетик"), позволяющие
наиболее точно имитировать особенности сопротивления водной среды
(возрастание сопротивления в связи с увеличением скорости гребка).
Для сближения силовых упражнений на суше с гребковыми движениями в
воде применяется плавание со, специальными "тормозами",
с лопатками, плавание с растягиванием резинового шнура и др. Однако
прирост силовых качеств, полученный от занятий силовыми упражнениями
общего или специального характера, часто отрицательно влияет на тренировочные
и соревновательные результаты спортсмена.
Приведем предварительные данные взаимосвязи силовой подготовленности
и динамических характеристик техники плавания юных спортсменов в возрастном
диапазоне 11-16 лет, когда силовые возможности увеличиваются в 2,5-3
раза:
1. Основной механизм гребковых движений (ритмическая структура) складывается
у мальчиков-пловцов уже в 11-12 лет.
2. В 12-14 лет в силу резкого увеличения длины рабочих рычагов и площади
гребущих поверхностей (за это время длина руки увеличивается на 11,5%,
а площадь кисти на 31,1%) и отставания прироста силовых и скоростно-силовых
возможностей происходит некоторое ухудшение качества выполнения фаз
захвата и подтягивания. Юные пловцы стремятся как можно быстрее перейти
к фазе отталкивания, теряя опору в первой половине гребка.
3. С 14 до 16 лет улучшаются динамические параметры гребковых движений,
что совпадает по времени с интенсивным увеличением силовых потенций
юных пловцов.
4. Динамические параметры фаз захвата и подтягивания в наибольшей
мере характеризуют техническое мастерство юных пловцов, а динамические
параметры фазы отталкивания и импульс силы связаны с уровнем развития
силовых возможностей (А.Р. Воронцов, Д.А. Биневский).
По-видимому, проблема реализации силовых возможностей в плавании не
потеряет своей актуальности в ближайшие годы.
В плавании успешность выступлений взрослых спортсменов определяется
эффективной методикой спортивного отбора, рациональной стратегией
многолетней спортивной тренировки, оптимальным подбором средств и
методов тренировки и правильной дозировкой и соотношением нагрузок
на отдельных этапах многолетней подготовки (В.К. Бальсевич, В.П. Филин,
М.Я. Набатникова и др.). Получены данные о закономерности возрастного
биологического развития показателей, лимитирующих спортивные достижения:
возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем,
гетерохронность роста, периоды наиболее интенсивного роста и возраст
"пиковых" приростов, степень консервативности и изменчивости
показателей в процессе развития и тренировки, соотношение уровней
зрелости различных функциональных систем на разных этапах многолетней
тренировки, влияние индивидуальных темпов биологического созревания
на динамику развития физических качеств и спортивных достижений и
др. (Н.Ж. Булгакова, М.Н. Кремлева, А.Р. Воронцов, И.В. Чеботарева,
В.Р. Соломатин, К. Купер, Ю.Л. Войтенко). Эти данные определяют:
- периодизацию многолетней спортивной подготовки и сроки этапов отбора;
- содержание тренировочных и тестовых программ на разных этапах подготовки
и отбора.
Возрастные или этапные модельные характеристики (модели промежуточных
состояний), разработанные на основе лонгиту-динальных исследований,
являются основным ориентиром для коррекции многолетней тренировки
и отбора, поскольку показатели, составляющие модель, обладают стабильностью
и отражают взаимосвязь ювенильных промежуточных и дефинитивных состояний
пловца (Н.Ж. Булгакова, В.А. Румянцев, А.Р. Воронцов).
Учет половой дифференцировки и соотношения таких временных факторов,
как календарный, биологический возраст спортсмена и его тренировочный
стаж, позволяет индивидуализировать содержание подготовки, а также
повысить точность диагностики спортивной одаренности в пубертатном
периоде развития. Сопоставление биологического возраста с соматической
и функциональной зрелостью дает возможность более точно оценить готовность
юного спортсмена к выполнению тренировочных нагрузок различной физиологической
направленности. Высокий уровень соматической и функциональной зрелости
при низком балле биологического возраста служит одним из признаков
спортивной перспективности (Н.Ж. Булгакова, В.Р. Соломатин, А.Р. Воронцов,
И.В. Чеботарев, Е.Е. Вовк, Т.С. Тимакова).
Разработанные нами шкалы функциональной и соматической зрелости позволили
выработать объективные критерии для оценки перспективности спортсменов
и индивидуализации их подготовки.
Сравнение основных показателей физического развития и двигательной
активности юных пловцов и школьников, данные о строении, функциях
и возрастных особенностях биологического созревания позволили отобрать
наиболее эффективные способы применения средств плавания для повышения
уровня физического развития и укрепления здоровья детей и подростков.
Совместно с ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава России нами
разработаны и обоснованы гигиенические нормы допустимых физических
нагрузок, направленных на развитие выносливости, по показателям МПК,
PWC120, ЧСС и АД у мальчиков и девочек 10-15 лет (Л.И. Абросимова,
М.В. Антропова, А.Г. Храпкова, И.В. Чеботарева). Абсолютные показатели
физического развития и двигательной подготовленности у пловцов в возрастном
диапазоне 11-16 лет значительно выше, чем у школьников, не занимающихся
спортом, что объясняется влиянием многолетних занятий плаванием.
Возрастная динамика развития соматических и функциональных показателей
у пловцов и школьников имеет достоверные различия. У спортсменов обоего
пола величины погодовых приростов больше, а возрастные зоны наибольших
темпов прироста на 1 год позже, чем у школьников.
Учитывая высокую степень подобия динамики созревания морфофункциональных
показателей у девочек и мальчиков с 11 до 16 лет (девочки опережают
мальчиков на 1,5-2 года), планирование и содержание тренировочных
программ для девочек в этом возрастном диапазоне должны коренным образом
отличаться от программ для мальчиков (Э.Г. Мартиро-. сов, И.В. Чеботарева,
А.Р. Воронцов, В.Р. Соломатин, Е.Е. Вовк).
Полученные данные о величинах погодовых приростов и возрастных зонах
пиковых приростов соматических и функциональных показателей у пловцов
и школьников являются основополагающим материалом для разработки программно-нормативных
документов детей и подростков, занимающихся в СДЮСШ плавания и общеобразовательной
школе (Н.Ж. Булгакова, И.В. Чеботарева и др.).
Подчеркнем, что результаты исследований группы "Школа и здоровье"
при президиуме РАО выявили тревожную тенденцию ухудшения физического
развития и двигательной подготовленности школьников с 1-го по 9-й
классы. Так, уровень развития таких физических качеств, как быстрота,
сила, силовая выносливость, подвижность суставов и пр., не соответствует
нормативным требованиям "Комплексной программы физического воспитания
учащихся 1-9-х классов общеобразовательной школы" (В.И. Лях,
Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман). Данные, полученные нами, ставят под сомнение
эффективность организации и методики занятий по физическому воспитанию
как на уроках физической культуры, так и во внеклассной и внешкольной
формах работы (Н.Ж. Булгакова, В.3. Афанасьев, С.Н. Морозов).
В настоящей статье представлены фрагменты научных данных, полученных
в наиболее актуальных направлениях научных исследований в плавании.
Несмотря на то что обсуждаемые здесь проблемы в ряде случаев решены
лишь частично, а некоторые вопросы до сих пор-ждут своего решения,
научный потенциал, накопленный в исследованиях российских и зарубежных
специалистов, в полной мере отражен в практике подготовки и переподготовки
преподавателей и тренеров по плаванию всех форм обучения в ИФК.
Фундаментализация образования по предмету "Плавание" идет
в направлении разработки и совершенствования программ, учебников и
учебных пособий, тематических поурочных планов и других учебно-методических
материалов, ориентированных на подготовку специалистов для работы
в массовом физкультурном движении и спорте высших достижений, способных
справиться с требованиями завтрашнего дня.
Реклама:
SAN v12 turbo полностью обеспечивает организм энергией на тренировках.